Подростковый возраст: Свобода vs Контроль
Одной из важных интенций в подростковом периоде является поведенческая экспансия - стремление освободиться от контроля родителей, отстаивание права на принятие самостоятельных собственных решений без внешнего руководства с их стороны.
Стремление к собственной автономии у подростков интенсивно растет, и они упорно добиваются независимости. При этом важным оказывается принятие и признание со стороны взрослых, поддержка таких проявлений. Согласитесь, что большой спектр вопросов уже решается самостоятельно: планирование времени, выбор друзей и хобби, способы досуга, стиль одежды, возможность организовать себе завтрак, многие пробуют работать и т.д. Вместе с тем остаются вопросы, в которых они готовы подчиняться родителям и не готовы брать на себя ответственность, испытывают растерянность, и это в основном социальная сфера. Поэтому важно замечать, что экспансия носит относительный характер.
И если свобода признается и дается по мере готовности, то это снижает уровень тревожности как у родителей, так и подростков.
Экстравагантные и резкие поступки в этом возрасте частично продиктованы желанием и необходимостью определить для себя границы возможного, получая обратные связи через реакции родителей.
Если реакция неопределённая и родитель склонен устраняться от процесса воспитания, то подросток получает полную свободу, наполненную неясностью и сильной тревогой, переживает преждевременное отторжение от семьи.
Если же поведение подростка продолжают контролировать, честно и недвусмысленно выражают свое отношение к поступкам своего ребенка, устанавливают определённые поведенческие нормы и их придерживаются сами, то процесс смягчается для двух сторон.
Основные конфликтные сферы при этом можно разделить на несколько:
- школа, т.е поведение, успеваемость, посещаемость, отношения со сверстниками и учителями, отношение к учебе и учителям;
- поведение в семье: бытовые работы, деньги, отношение к личному пространству и семейному пространству, демонстративное поведение, ссоры с старшими поколениями, братьями/ сестрами ит.п.
- социальная сфера: выбор друзей и компаний, форма проведения досуга, контроль времени, инфантильное поведение, злоупотребление играми интернетом, ложь и т.д.
- внешний вид и вредные привычки.
Частые жалобы начинаются со слов: «У соседа, друга ребенок такой распрекрасный, а у меня:
- врет
- поздно спать ложится
- пялится в телевизор, планшет…
- сказал, что идет туда-то с тем-то, а сам…
- врет, что сделал уроки
- не моет посуду за собой, не застилает постель…
- гуляет допоздна
- хочет одиночества, хамит
- не ходит в школу
- водит домой друзей, когда меня нет
- убегает из дома
- была попытка резать вены
- ворует
- курит
- требует деньги
- обещает уже с год убить брата, сестру или бабушку.»
Родителям на этом фоне сложно делегировать свободу и ответственность за свою жизнь и поведение подростку. Усиливаются попытки контроля. Чаще всего в истоках лежит тревога за ребенка и его будущее.
Парадокс при этом в том, что если контроль будет успешен, то ребёнок упускает возможность лучше освоить инициативность и самостоятельность. И эту грань: сколько, когда и в чем контролировать- нужно почувствовать.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт |
25.10.2015г. |