Заполните, пожалуйста, форму
Чтобы воспользоваться формой, включите поддержку JavaScript и Cookies в браузере.

 

 

 

Подростковый возраст: Свобода vs Контроль

Подростковый возраст: Свобода vs КонтрольОдной из важных интенций в подростковом периоде   является поведенческая экспансия - стремление освободиться от контроля родителей, отстаивание права на принятие самостоятельных собственных решений без внешнего руководства с их стороны.

Стремление к собственной автономии у подростков интенсивно растет, и они упорно добиваются независимости.  При этом важным оказывается принятие и признание со стороны взрослых, поддержка таких проявлений. Согласитесь, что большой спектр вопросов уже решается самостоятельно: планирование времени, выбор друзей и хобби, способы досуга, стиль одежды, возможность организовать себе завтрак, многие пробуют работать и т.д. Вместе с тем остаются вопросы, в которых они готовы подчиняться родителям и не готовы брать на себя ответственность, испытывают растерянность, и  это в основном социальная сфера. Поэтому важно замечать, что экспансия носит относительный характер.

И если свобода признается и дается по мере готовности, то это снижает уровень тревожности как у родителей, так и подростков.

Экстравагантные и резкие поступки в этом возрасте частично продиктованы желанием и необходимостью определить для себя границы возможного, получая обратные связи через реакции родителей.

Если реакция неопределённая и родитель склонен устраняться от процесса воспитания, то подросток получает полную свободу, наполненную неясностью и сильной тревогой, переживает преждевременное отторжение от семьи.

Если же поведение подростка продолжают контролировать, честно и недвусмысленно выражают свое отношение к поступкам своего ребенка, устанавливают определённые поведенческие нормы и их придерживаются сами, то процесс смягчается для двух сторон.

Основные конфликтные сферы при этом можно разделить на несколько:

  • школа, т.е поведение, успеваемость, посещаемость, отношения со сверстниками и учителями, отношение к учебе и учителям;
  • поведение в семье: бытовые работы, деньги, отношение к личному пространству и семейному пространству, демонстративное поведение, ссоры с старшими поколениями, братьями/ сестрами ит.п.
  • социальная сфера: выбор друзей и компаний, форма проведения досуга, контроль времени, инфантильное поведение, злоупотребление играми интернетом, ложь и т.д.
  • внешний вид и вредные привычки.

Частые жалобы начинаются со слов: «У соседа, друга ребенок такой распрекрасный, а у меня:

  • врет
  • поздно спать ложится
  • пялится в телевизор, планшет…
  • сказал, что идет туда-то с тем-то, а сам…
  • врет, что сделал уроки
  • не моет посуду за собой, не застилает постель…
  • гуляет допоздна
  • хочет одиночества, хамит
  • не ходит в школу
  • водит домой друзей, когда меня нет
  • убегает из дома
  • была попытка резать вены
  • ворует
  • курит
  • требует деньги
  • обещает уже с год убить брата, сестру или бабушку.»

Родителям на этом фоне сложно делегировать свободу и ответственность за свою жизнь и поведение подростку. Усиливаются попытки контроля. Чаще всего в истоках лежит тревога за ребенка и его  будущее.

Парадокс при этом в том, что если контроль будет успешен, то ребёнок упускает возможность лучше освоить инициативность и самостоятельность. И эту грань: сколько, когда и в чем контролировать- нужно почувствовать.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт
Рожко Светлана

25.10.2015г.