Чудо и рациональность
Слово чудо для большинства из нас предполагает нечто неожиданное, необычное, непривычное и до конца непонятное явление. Что-то что приходит в нашу жизнь, впечатляя, удивляя, вдохновляя нас. Вероятно, говорить о чуде через призму сверхестественного и мифологического, опираясь на веру и все то, что сложно пока измерить и проще, и сложнее одновременно. Проще потому, что можно уйти в мир иррациональности, используя все возможности мифологического мышления. Сложнее потому, что врятли удастся остаться при этом в профессиональном психотерапевтическом поле.
В общем, если отнестись к чуду как к психическому образованию, которое относится к процессам оживающим между человеком и миром, то возможно у нас получится прикоснуться к этому феномену немного больше. При этом чудо, как феномен, может вполне становится «коллективным» при схожести условий, в которых он приобретается у людей.
Первичное чудо.
Первичное чудо - это поток непрерывно меняющихся ощущений. Когда в фокусе нет каких-либо представлений о пространственных, временных и причинно-следственных взаимосвязях, а изменения эти спонтанны и хаотичны. Опыт при этом пока еще не структурирован разного рода схемами и концепциями. Все это момент предосознавания, предрационализации и объяснений. Мир представлен появляющимися и исчезающими цветными пятнами, формами и объектами. Это и есть мир чудес — неожиданно и внезапно возникающие странные, прежде небывалые впечатления и ощущения. Каждая секунда существования этого мира несет новое чудо. Этот первичный опыт есть основа для рождения чуда. Можно сказать, что истоки чудесного находятся в глубинах психики, которая возникает в точке соприкосновения с «миром».
Разрушение чуда.
Как любое чудо, оно существует недолго, и мир чуда начинает растворяться с появлением концептов и причин. В этот момент появляется возможность рационального объяснения феноменов и событий окружающего мира. Специфическое связывание наблюдаемых феноменов и событий - это первое представление о причинности. Метафорическая основа понятия причинности слышится в этимологии таких причинных слов как «следствие», «связь». С детства, как устанавливать связи «правильно» учит нас сказка: сделай добро и получишь добро в ответ; религия: не суди, да не судим будешь. За формирование рациональности наиболее сильно выступают образование и наука, призванные защитить нас от непредсказуемости и спонтанности мира чудесного.
Ничто так не разрушает чудо, как эксперимент. Принцип научной верификации — антитеза феномену чудесного. Все, что воспроизводится в эксперименте, это уже не чудо, а закономерное и ожидаемое (сознательно или нет) следствие.
Утешает только то, что процесс разрушения чуда - вечен, так как всегда будут оставаться белые неясные пятна, разукрашенные в цвета чуда.
Тоска по чуду.
Раз уж «утешает», то становится заметна и грусть по чуду, которое разрушено и растворено. И эта точка интересна тем, что с одной стороны есть тенденция к рациональному разрушению чуда, а с другой - тенденция, направленная на его поиск и возвращение чуда.
Импульсам просчитать мир и узаконить рамки противостоит не только естественная сложность бытия, но и «иррациональная» (в противовес разуму) потребность его спутать. В ясном и просчитанном мире жить скучно и отчасти бессмысленно)). Ведь мир без чуда – повторяем, статичен и известен наперед. Каждый, наверное, замечал, как сменяются периоды обозначенные потребностью то в стабильности, то в обновлении в зависимости от текущего фона. Так на фоне спокойствия, безмятежности и стабильности возникает потребность в удивлении, в впечатлениях и изменениях, и наоборот.
Мне кажется, что люди бессознательно охраняют мир от функционального существования. "Хочется сказки и чуда!", говорим мы в канун Нового Года — и они действительно приходят, правда уже как результат сознательной деятельности. Чудесную сказку составляют сюрпризы и подарки, розыгрыши и иллюзионисты, Деды Морозы и Снегурочки.
Люди отказываются от празднования многих праздников, но не от тех, которые бы дарили ощущение чуда и жизни.
Рожко Светлана
Гештальт-терапевт
30.12.2013