Заполните, пожалуйста, форму
Чтобы воспользоваться формой, включите поддержку JavaScript и Cookies в браузере.

 

 

 

СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТРОЛЮ

СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТРОЛЮ.2. МЕЖДУ СТАБИЛЬНОСТЬЮ И ОБНОВЛЕНИЕМ.
ФЕНОМЕН ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

les desogilibres – «несбалансированные»,
«неуравновешанные».*

Как это не парадоксально звучит, но человек – существо, стремящееся к стабильности, постоянству, в то же время может психически  относительно устойчиво функционировать только в условиях постоянного обновления. Вероятнее всего, именно это лежит в основе стремления к новому и впечатлениям.

По сути, эту идею высказал еще в 1948 году N. Winer: «С точки зрения кибернетики любая система, в том числе и биологическая, может устойчиво функционировать только благодаря отсутствию определяющих ее жестких рамок». Многое из «нового» вынуждает пересматривать старые установки, что вызывает временный кризис, несбалансированность и изменение, переход на иной виток развития.

Некоторые встряски относительно стабильной системы, при условии возможности адаптироваться к новому (а значит пережить, осознать, извлечь опыт, сохранить в дальнейшем гибкость реагирования), как это не резко может прозвучать, необходимы и лежат в основе устойчивой «нормальной» деятельности нашей психики  и активной жизнедеятельности в целом.

При этом все описываемые феномены, названные в психиатрии и клинической психологии как невротические и пограничные расстройства, являются для практикующего психотерапевта в первую очередь проявленным процессом нарушения приспособления, адаптации к новым как внешним, так и внутренним обстоятельствам, обнаруживаемым в моменты, когда индивидуальное и социальное развитие человека становится затрудненным.

Такая эволюция и обновление человека, как индивидуума, так и существа социального происходит благодаря информации. В век ее изобилия имеет смысл обратить внимание на то, как она влияет на психическую адаптацию. Сознательно или нет, но человек ежесекундно выбирает (в противном случае - просто поглощает), какой информацией заполнять свой мозг, кто или что (в том числе и события) будет ее источником, чем впечатляться, что запоминать, что забывать. Любой процесс познания становится возможен лишь благодаря сложной психической деятельности, способствующей слиянию новой информации с уже имеющейся и установлению связи (+\-) этого нового с общим для данных явлений.

Темпы поступления информации, форма ее трансляции (словесная, визуальная, кинестетическая, насильственная (внушение-25Кадр, гипноз, др.) и т.д. ), ее количество (объем) и сложность – различны как в точке источника информации, так и в точке ее приема. Все возможные варианты несоответствия подачи и приема информации нередко служат непосредственной причиной разнообразных нарушений как просто коммуникаций, так и глобальных психических дезадаптаций в связи с  новыми внешними и внутренними переменами.

Например, чем больше у человека объем информации, возможности контроля ее подлинности, контроля использования, тем больше оснований для «нормального» или адаптированного существования всей психической системы (наиболее ярко это заметно в особых, экстремальных случаях и ХСНИ).

Соответственно, чем более ограничен у человека, в силу каких-то причин, объем информации, возможности контроля ее подлинности (а это может быть банально связано с недостаточным использованием возможностей ее изыскания, отсутствием навыка прояснения, так и нарушениями восприятия, анализа, обобщения, дифференциации, запоминания (особенно важна кратковременная память) и применения, и др. изменениями  возможностей восприятия, уточнения и переработки информации), тем больше вероятность того, что в случае необходимости совершения выбора  в ограниченное время произойдет сбой процесса психической адаптации, приспособления.

Обозначив влияние поступления, переработки и использования информации на психическую адаптацию и дезадаптацию, нельзя не упомянуть влияние эмоционального реагирования и формирования субъективного отношения к поступающей новой информации. Разнообразие вариантов возникающих мыслей, образов, эмоциональных состояний во многом сформирует поведение человека, его чувства и настроения, субъективное отношение к действительности, в том числе индивидуальную личностную оценку получаемой информации.

Очевидно, что процесс психической адаптации - дезадаптации актуален на каждом витке развития и нормальной жизнедеятельности. При этом на столько индивидуален, что любые попытки постановок среднестатистических диагнозов, не оправдывают себя. Конечно же проще, менее тревожно, зато иллюзорно подконтрольно описать всех «невротиков» как людей с повышенной тревожностью, напряженностью и социальной ориентированностью в установках, шаблонностью реагирования при смене фона, контекста, и т.д., и т.п., однако за этим не просто теряется индивидуальная история и сам человек, но и возможность индивидуального поиска адаптации.

Более перспективным мне кажется объединение всех имеющихся наблюдений этого феномена за последние 100 лет как в психиатрии, так и психотерапии, религии, эзотерике для общего теоретического ознакомления специалистами из точки «над концепциями». 

Достаточно любопытным и обогащающим оказывается знакомство с феноменом процесса психической дезадаптации, а так же контекстами его возникновения, описанными разными языками разных подходов и концепций. Однако очевидно, что с практической точки зрения сугубо индивидуальный феноменологический подход оказывается более перспективен. ______________

*Термин, которым раньше во Франции обозначали пограничные состояния.

21 сентября 2013г.
Психолог. Психотерапевт (гештальт-подход).
Рожко Светлана.

<< Назад