Заполните, пожалуйста, форму
Чтобы воспользоваться формой, включите поддержку JavaScript и Cookies в браузере.

 

 

 

Душевная боль и травма

Каждый человек имеет свой любимый осознаваемый или нет способ обхождения с душевной болью при травме.

Факторов, которые повлияли на формирование именно такого стиля обходиться с травмой - множество: это и то, как было принято в близком окружении реагировать на душевную боль другого, и опыт наблюдения или личный опыт как с этим обращаются в обществе, социальной группе, и базовые представления - образы о том, какой человек в травме (слабый – сильный, тупой – разумный, тотально проигравший – ошибившийся, жертва – борец, слюнтяй - гранит и т.п.). Все это любопытно для исследователя, но мало полезно для пострадавшего человека.

Можно выяснить и знать в чем заключалось неэффективное обращение с душевной болью и травмой в прошлом, но ничего не изменить в реальном обхождении с болью и травмой в настоящем. Именно качественное изменение обращения с болью и травмой сейчас дают возможность переработать травму самому и своим опытом «научить» своих детей и близких этому, или другими словами, заложить в настоящем новую культуру экологичного обхождения с душевной болью и травмой. 
То о чем пойдет речь дальше, может оказаться ценным как для пострадавшего, так и для того, кто оказался рядом и пытается оказать помощь.

Способ 1. Свои переживания и чувства лучше не демонстрировать, вести себя так, словно ничего не произошло.

За такой установкой часто спрятан страх отвержения, неловкость быть надоедливым, вина выжившего. Человек игнорирует потребность быть выслушанным и поддержанным, лишает себя возможности услышать важные слова, что в сложившейся ситуации его переживания нормальны и свойственны живым людям.

Способ 2. Формирование альтернативной реальности и принятие желаемого за действительное.

«Если бы, то…», если слышите такую формулировку или произносите ее сами, то скорее всего выбор делается в пользу переживания фантазий, которые бы приуменьшали боль действительности, а так же способствовали бы не принятию собственного бессилия повлиять на некоторые события, признать собственные ограничения. Дело в том, что неэкологичность такого способа обращения с душевной болью и травмой заключается в эффекте маятника – рано или поздно суровая действительность возвращается, как ее не отодвигай, а пострадавший не продвинулся ни на шаг в понимании и признании происходящего, в поиске ресурсов адаптироваться и жить.

В практике приходилось сталкиваться с тем, что человек мог заметить и действительно осознать смерть близкого спустя 7 лет. Сложность в дальнейшей самостоятельной переработке травмы усугублялась тем, что его окружение за эти 7 лет успело переработать событие и начать жить дальше, то, что стало актуальным переживанием для пострадавшего, попадало в атмосферу удивления, не понимания и пристыживания окружением.

Способ 3.  Изоляция.

Человек перенесший травму часто стремиться к изоляции, т.к. интенсивность внутренних переживаний настолько чрезмерна, что любая дополнительная информация, напоминание, внешнее раздражение предельно истощают внутренние ресурсы. Изоляция на каком-то этапе вполне экологична по отношению к себе и создает ощущение безопасности. Однако если такая стратегия единственная в обхождении с душевной болью и травмой, то она скорее носит иллюзорный характер контроля, отказа от переживания чувств и избегание работы по переработке травмы.

Способ 4. Изменение биохимии чувств.

Достигается это приемом алкоголя, наркотических средств, антидепрессантов, транквилизаторов, кофе и т.д. В заметке «Гнев, злость, ярость и травма» подробно рассмотрен механизм иллюзорного облегчения при этом стиле обхождения с душевной болью и травмой. Здесь хочется добавить только, что прием этих средств приводит к зависимости и усугубляет и без того не простое душевное состояние.

Способ 5. Фокусирование на том, что есть. Переживание.

Эффективность этого стиля обхождения с душевной болью и травмой заключается в активном, сфокусированном на теме усилии переживать с присутствующим Другим опираясь на диалог и адресное обращение. Подробнее описано ранее в заметке «Немного о травме».

Рожко Светлана.
Гештальт-терапевт.
11.12.2013