Немного о травме
- Клиент как субъект и процесс -
На сегодняшний момент существует множество концепций, физиологических и психологических описаний понятия травма, составлены классификации и типажи травм, изучены и описаны их последствия.
Человек в большинстве случаев описывается беспомощной жертвой неожиданного травмирующего события или жестких представлений о себе и мире. Чаще всего человек выступает объектом исследования, и в итоге, в рамках концепций, направленных в основном на осознавание, как достаточный для изменений фактор, получает знания и смыслы о том, что же с ним в общем происходит именно в рамках интерпретаций этих концепций.
В этом месте вспоминается статья «Жизнь как непрерывный акт рождения» И.А.Погодина: «…формирование смысла не исключительно ментальный процесс, но основная функция переживания. Другими словами, мы можем придавать смысл, не ограничиваясь рамками понимания, но выходя за его пределы в более широкое пространство осознавания. Таким образом, формирование смысла - это осознавание не головой, а всей нашей сутью того, что происходит в мире. Более того, это еще и процесс формирования того, что происходит в мире, равно как и самого мира». Диалогово-феноменологический подход в гештальт-терапи таким образом обращает уже фокус внимания с клиента как субъекта еще и на процессуальную природу психического во всех проявлениях.
- А была ли травма? -
В психотерапевтической практике замечала следующее: исходя из истории клиента и знаний тех теорий, которые мне известны, клиент должен бы быть носителем травмы, однако ему удалось это ранее качественно пережить, извлечь опыт и сохранить живость и гибкость реагирования. Более того, рассказ не носит характер некоторой незавершенности, отношение сформировано, и в общем-то воспоминания больше актуальны не ему самому, а скорее кому-то из родственников. Что я имею ввиду?
В одних случаях люди, которые окружали клиента на момент происходящих событий, оказали ему необходимую поддержку. С чувствительностью и вниманием выслушивали его без анализа и оценок, позволяли рассказывать и пересказывать столько, сколько это было необходимо( словно уловив, что сознание каждый раз выдавало травму ровно на столько, на сколько человек мог бы осилить ее переработку), делились личным опытом или опытом рода, и интенсивность переживания в конечном итоге понемногу снижалась и становилась возможной ассимиляция. «Другими словами, пережить какое-либо событие возможно лишь в контакте с другими людьми; чувства и опыт могут быть ассимилированы только в диалоге с кем-либо. Итак, причиной психической травмы выступает не само по себе событие, а невозможность разместить аффективный, когнитивный, телесный, поведенческий и т.д. процессы на границе контакта со средой.», - писал в своей статье «Переживание в этиологии психической травмы» И.А.Погодин.
В других случаях - клиенты (в основном дети ) и не предполагают, что бывает иначе, то есть они так живут – отлично от многих, сохраняя при этом живость и гибкость, творчески приспособившись к имеющейся реальности. И сейчас ничто не нарушает их представления о себе и мире. Это их личная история, неповторимая модель мира и образа своего «Я», которые и составляют в конечном счете их индивидуальность.
- Травма. Что делать? -
В ходе психотерапии конечно же приходится сталкиваться и с действительно психической травмой, когда остановлен процесс переживания чувств, эмоций, утеряна гибкость мыслительных процессов, базисные иллюзии и представления образов себя и мира разрушились и т.д., в итоге не возможно извлечь опыт, нарушена свобода выбора поведенческих реакций, непроизвольно оживают травмирующие сцены с удалением за пределы сознания особо болезненных фрагментов и др.
Для терапевта сфокусированного на феноменологии, переживании и диалоге вопрос, к какой классификации отнести травму, и что с этим делать, пожалуй и не возникает. Ясна необходимость как позволить клиенту стать и быть процессом (подробнее и глубже см. И.А.Погодин «Переживание как цель диалогово-феноменологической терапии. Позволение другому быть процессом»), так и поддерживать в контакте качественное переживание всех составляющих – эмоциональных, когнитивных, ценностных и др., с возможной их трансформацией и изменением интенсивности проявления в ходе ассимиляции.
«Переживание – это универсальный механизм, позволяющий ассимилировать принципиально любое событие и релевантные ему аффекты вне зависимости от их силы. Сложности возникают лишь в тот момент, когда естественное течение процесса переживания по каким-либо причинам прерывается. В этом случае блокирование переживания приводит к разрушительным для self последствиям, которые феноменологически предстают перед нами в виде психической травмы. Деструктивные процессы в self становятся возможными ввиду утраты гибкости творческого приспособления, характеризующего переживание. При этом способ остановки или деформации переживания и определяет специфическую картину травмы как феномена границы контакта в поле организм/среда.», - отметил И.А. Погодин в статье «Переживание в этиологии психической травмы».
Рожко Светлана.
Гештальт-терапевт.
06.11.2013