Заметки о созависимости 1
Феномен созависимости и зависимости. Тип мышления. Лингвистические особенности и др. наблюдения.
- Созависимость рождается в отношениях, семье. В ее основе лежит человекоугодничество и спасательство созависимым, которые со временем перерастают в преследование человека, которого хотят спасти, и в конечном итоге в жертвенную, обвинительную позицию, когда выясняется, что потраченные усилия (время, деньги) не оправдали ожиданий – спасаемый спасенным быть не желает и дает отпор на попытки оказать бесцеремонную помощь, когда ее не просят. Все три поведенческие роли - патологичны. Спасатель транслирует - я могу и умею то, что ты не умеешь и не можешь. Если роли замечать и осознавать, из них можно выйти и взаимодействовать из позиции интереса к другому, любви и уважения.
- Если зависимость предполагает зависимость от предмета, вещества, то созависимость это зависимость в первую очередь от людей с бессознательным желанием как путем самоотречения спасти другого, так и проживать жизнь другого.
Созависимость самодостаточна и не требует предлога «от». Это не реакция на зависимость партнера. Феномен созависимости не зависит и от конкретной болезни зависимого партнера и существует вполне самостоятельно.
При этом, стала уже шаблонной метафора особенности выбора себе партнера созависимым – «как ключ к замку» взаимно притягиваются созависимые и зависимые на каком-то бессознательном уровне, они ищут друг друга, распознают в толпе. - По статистике в среднем в семьях, где есть больной алкоголизмом за помощью обращаются спустя 7 лет от начала заболевания, наркоманией - раньше, спустя -2 года. Вероятно, такая тенденция связана с тем, что при наркомании скорость и острота развития симптоматики выше.
В основе таких отсрочек обращения за помощью к специалистам лежит также свойственное созависимым людям мифологическое мышление. - Лингвистические особенности и немного об ответственности:
Чаще всего приходится слышать фразы вроде: «Ну, вот завтра он пить не будет, и все опять будет хорошо», «Ну, вот завтра его друзья не позовут гулять, и он одумается».
В таких фразах ответственность за происходящее возлагается на события, окружение, но никак не на непосредственно зависимого. Исключением, пожалуй будут высказывания из обессилевшей роли жертвы: «да, но», «если бы, то» (если б он не пил, я бы жила лучшую жизнь и была бы счастлива). Правда в этом случае ответственность уже за свою жизнь не присваивается себе, а опять источник вины изыскивается в среде. - Если вернуться к вопросу об особенностях мышления, то можно отметить характерную веру в свои мифы и построения, что случится в будущем нечто, что разрешит ситуацию.
Е.Мелитинский анализируя особенности мифологического мышления отмечал: «…преломляя принятые формы жизни, миф создает некую новую фантастическую «высшую реальность», которая парадоксальным образом воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник и идеальный прообраз этих жизненных форм.»
Верить, что все будет хорошо, само по себе не плохо, но явно легче, чем признавать реальность заболевания. Такое пребывание в иллюзиях приводит к потере времени, усугублению симптоматики, глубокому поражению на органическом уровне, и в конечном счете столкновению с реальностью, что переживается интенсивнее и болезненнее. - Созависимость излечима в ходе длительной психотерапии. Она влияет на других членов семьи.
9 июля 2013 г.
Рожко Светлана.
Психолог. Психотерапевт.