Заполните, пожалуйста, форму
Чтобы воспользоваться формой, включите поддержку JavaScript и Cookies в браузере.

 

 

 

Почему страх наказания и контроль больше не работают?

Консультация подросткового психолога.

Консультация подросткового психологаВ 1963 году один из последователей Жанна Пиаже-Лоуренс Кольберг публикует статью: The development of children's orientations toward a moral order, Vita Humana. В ней он представляет свое видение морального развития ребенка. Его теория была подвержена критике по многим факторам, однако безосновательно ее отвергать полностью. Так любопытно и ценно его наблюдение, что есть ряд стадий морального развития ребенка, соответственно они могут развиваться за счет воспитания и их важно учитывать.

Я бы рекомендовала их знать родителям, так как если Вы в воспитании ориентированы только на страх наказания ребенка и необходимость контролировать, то взаимодействуя с ребенком трех лет и 15, Вы получите разные результаты и вероятнее всего не поймете, что происходит в Ваших отношениях.

Немного теории (авторская терминология сохранена):

Шесть стадий морального развития по Лоуренсу Кольбергу

Уровень-1: Доморальный уровень

Стадия-1 Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было)

Стадия-2 Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей и определяет, что является хорошим)

Уровень-2: Мораль конвенциональной ролевой конформности

Стадия-3 Ориентация «хороший мальчик - милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо)

Стадия-4 Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга - это хорошо)

Уровень-3: Уровень собственных моральных принципов

Стадия-5 Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо)

Стадия-6 Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами)

Пример: подросток украл лекарство в больнице (теоретически предположим, что такое возможно). По уровням:

  1. Понравился флакончик, захотел и украл
  2. Группа сверстников сказала, что слабо украсть у этой старушки медсестры флакончик, ну, и доказал, что крут своим.
  3. Парень украл из сострадания лекарство для онкобольной тети, предварительно выяснив сколько оно стоит, но заработав лишь половину, договориться об выплате оставшейся суммы в ближайшее время не вышло, украл.

Во всех примерах одно и тоже действие -воровство, но мотивация подкреплялась разными уровнями морального развития. И в третьем примере, например, страх наказания за противозаконный и асоциальный поступок не сработает, так как померкнет перед собственными моральными ценностями: ценностью жизни близкого человека.

Если у Вас возникли вопросы, буду рада обсудить из с Вами.

Психолог,
Психотерапевт
Рожко Светлана
10.11.2015

+38 (048) 743-62-43
+38 (067) 480-30-78