Заполните, пожалуйста, форму
Чтобы воспользоваться формой, включите поддержку JavaScript и Cookies в браузере.

 

 

 

Все получится (для мам и пап)

Саморазвитие.

Все живое появляясь в этот мир нуждается в бережной заботе и любви. Ваш малыш, родившись в этот большой и неизвестный ему мир, очень зависим от вас и самостоятельно еще не может ориентироваться в нем. Ваша искренняя забота, поддержка и любовь, первые шаги за ручку вместе (в прямом и переносном смыслах) очень нужны на первом этапе жизни и развития.

В чем же нуждается ребенок, но можно выпустить из зоны внимания в силу различных причин?
Базово он нуждается в том, чтобы слышать, чувствовать и жить в следующем:

1.Я рад тебе и тому, что ты живешь.

Это послание - право на жизнь в этом огромном мире. Мама дает это право, а папа подтверждает его. Если же ребенок живет в атмосфере завышенных требований, ругани, критики, страха, то формируется ощущение у ребенка, что его существованию не рады. В будущем это может вылиться в деструктивные личностные установки по отношению к себе и миру.

2. Миру можно доверять. Он принимает тебя.

Каждый из нас и мы вместе - часть этого мира. В нем всё взаимосвязано и находится в балансе. Мы можем доверять этому миру, положиться на него. В мире есть те, кто любят тебя и заботятся о тебе...

3. Мне важно слышать то, что хочешь ты, в чем твоя нужда.

В зависимости от возраста нужда будет удовлетворена немедленно, с отсрочкой во времени и пояснениями, либо не удовлетворена в силу МОИХ личных ограничений. Навык ориентироваться у ребенка в том, что он хочет и просить об этом важно формировать.

4. Я принимаю тебя таким, какой ты есть

Напоминаю, что это базовая потребность ребенка быть принятым изначально во всех своих проявлениях и рассчитывать, что любовь при этом не будет утрачена. Если же речь идет о взрослом человеке не получившим этого в детстве, то характер требования принять его таким как есть всем миром и терпеть может носить крайне агрессивный и разрушительный для отношений характер.

5. Я признаю индивидуальность твоего темпа в развитии и познании окружающего мира.

Здесь хочется напомнить о том, что сравнивать ребенка важно с ним самим в динамике его развития, а не с соседским ребенком, коим ваш ребенок не является. Хвалите и замечайте изменения в Вашем ребенке, и это обязательно даст рост уверенности в себе, в своих возможностях, компетенции и т.д.

Давайте столько времени, сколько ему нужно для познания и завершения начатого. Ваше терпение и понимание в этом вопросе позволят сформировать со временем у ребенка опыт, что важность удовольствия от процесса и важность получения результата от деятельности- равно значимы.

6. Я признаю твое право на любые чувства и выдерживаю их.

Ребенок должен быть уверен, что если он выразит Вам свое раздражение, злость, тревогу, то вы не сбежите из контакта с ним и не обесцените его переживания . В противном случае бессознательно оборванный контакт может быть воспринят и переживаться, как психологическая смерть значимого лица, а право чувствовать и навык выражать в приемлемой форме эту гамму чувств у такого человека будут отсутствовать.

Сюда же можно отнести нежелательность высказываний-установок социального характера, запрещающих например плакать(«мужчины-не плачут»). Ребенку сложно еще дифференцировать где можно, а где не стоит выражать и демонстрировать чувства и табуирование станет тотальным.

7. Ты можешь исследовать мир и проявлять творчество и инициативу, а я буду рядом, поддержу и защищу тебя.

В таких условиях свои первые шаги в исследовании мира и своих возможностей дают все шансы сформировать качества инициативной и творческой личности.

В случае допущения ошибки, научите извлекать из нее опыт и использовать это как знание. Ошибка-это не плохо или хорошо, это опыт.

8. У тебя есть право спрашивать, я рад твоему любопытству и мнению.

Будьте внимательны к вопросам, которые появляются у вашего ребенка, но не спешите его напичкивать своим виденьем. Проявите любопытство к тому, что он думает, чувствует , и лишь потом поделитесь своими знаниями и опытом - Вас удивит насколько может оказаться интересным, познавательным и неожиданным диалог для вас двоих.

9. У тебя есть право говорить «нет», не хотеть что-то делать.

Очень грустно смотреть на взрослого человека со сложностью отвергнуть и остаться в отношениях. Я уверена, что это последствия не полученного в детстве навыка обходиться в контакте с этим. В результате чего его накрывает волна раздражения, злости, вины, но он все равно насилует себя.

10. Я люблю тебя, но мне может не нравится то, что ты делаешь.

В оценке разделяйте личность и поступок. В дальнейшем это сделает Вашего ребенка более свободным от манипуляций на страхе потерять расположение и любовь за проявленную инициативу, сделанный поступок.

11. Ты можешь отделяться от меня, стремиться к самостоятельности и я буду продолжать любить тебя.

Это послание актуально как в 3 года, когда малыш стремится к самостоятельности («Я сам»), так и в подростковом возрасте, когда уверенность в своем праве отдаляться-приближаться позволяет сохранять отношения и при этом отделяться от родителей.

Данный список конечно же не является панацеей и полным, но возможно пригодится Вам, и Вы обратите внимание на то, что ранее не замечали.

Если вам удастся не забывать, что вы все как в отдельности: мама-папа-ребенок, так и в целом семья - индивидуальности, если вы сохраните любовь, интерес и уважение друг к другу, и будете сами жить так, как хотите научить, чтоб жил и ваш малыш, то у вас обязательно все получится!

Рожко Светлана.
Психолог. Психотерапевт (гештальт-подход)
28.06.2013г.

<< Назад