Дети с инвалидностью
Выученная беспомощность у детей с инвалидностью.
Если в семье есть ребенок с инвалидностью и родители излишне его опекают, то есть не позволяют обходиться самостоятельно в новых ситуациях без посторонней помощи, то ребенок учится ограниченностям собственного контроля и такой феномен называют «выученная беспомощность». Что на самом деле происходит с таким ребенком? Он действительно учится тому, что он - инвалид, не человек с со своими желаниями, мыслями, чувствами, мотивами и инвалидностью, а именно инвалид - беспомощное существо. В последующем отпадает необходимость оценивать жизненные ситуации и искать способы преодоления. А осознание навязанной ограниченности в способностях самостоятельно совершать посильные поступки приводит к сниженному эмоциональному фону настроения и даже депрессии.
Убежденность же ребенка с инвалидностью в своих способностях мобилизует мотивацию, поведенческие и когнитивные возможности согласно с требованиями жизненных ситуаций, увеличивают способности к творческому приспособлению. Рождается чувство самоэффективности. Причем оно напрямую не связано со знаниями и умениями, а именно с представлениями о том, что он сможет добиться и при каких условиях, умениях. Даже если у ребенка сформированы умения и есть ресурсы для самостоятельного их использования, главным остается именно представление о том, что он сможет добиться и о собственной эффективности: сколько сил будет затрачено на решение сложности и как долго можно выдержать напряжение в стрессовой ситуации. В «тепличных» условиях такое знание о себе сформировать не возможно. Люди с инвалидностью с представлением о низкой самоэффективности склонны к преувеличению сложностей и чаще демонстрируют неумение их преодолевать. Ощущение низкой самоэффективности также способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.
18.09.2016
Психолог, психотерапевт
Рожко.С.В.